18 декабря, 2019
Как составить бизнес-план, который работает? Пошаговая инструкция
Почти каждый предприниматель хотя бы раз составлял бизнес-план.
Не самое простое занятие, но необходимое для реализации бизнес-проектов.
Главная задача бизнес-планирования — дать оценку перспектив развития фирмы т.е. ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы.
Без хорошо составленного бизнес-плана сложно просчитать рентабельность бизнеса, привлечь капитал со стороны инвесторов или банков, детально прописать процессы внутреннего управления.
Соответственно, поэтому можно выделить внешние и внутренние цели бизнес-плана:
Внешняя цель бизнес-плана — создать инструмент для коммуникации и привлечения контрагентов с целью получения денежных средств.
Внутренняя — создание плановой основы для управления деятельностью и развитием бизнеса.
К тому же, бизнес-план служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект описанный в документе.
Поэтому, бизнес-план должен отвечать на вопросы:
- Что делать и для кого?
- Как делать (технология, программа действий)?
- Когда делать?
- Сколько делать?
Бизнес-план не берется с потолка, в процессе его написания вы вычисляете “боли” своего предприятия, достоинства и недостатки, оцениваете риски и разрабатываете стратегии, обращаетесь к разным источникам для большей объективности.
Чтобы не запутаться в том, что к чему ведет, разбейте написание бизнес-плана на этапы и пишите последовательно. Оптимальный вариант последовательности этапов написания бизнес-плана рассказала нам экономист и специалист финансового прогнозирования Юлия Солдатова.
Этап No 1. Описание продукции
- Название продукции;
- Предназначение продукта и то, как им пользоваться.
- Описание важных характеристик товара/услуги, перечисление
второстепенных;
- Преимущества товара и конкурентоспособность;
- Если на данный продукт или какую-то его часть имеются авторские права или
патенты — укажите этот факт;
- Нужно получить лицензию, право на производство или продажу — это тоже
обязательно отметить.
- Не забудьте включить в список сертификаты качества;
- Влияние продукта на здоровье человека и окружающую среду;
- Есть ли гарантии на товар, и где можно получить сервисное обслуживание
- Как утилизировать товар по истечение срока эксплуатации.
Все эти пункты обеспечат вам качественное описание продукта.
Этап No 2. Анализ рынка
- Общая характеристика рынков. Особенности работы и механизмов рынка, где планируется сбыт товаров;
- Оценка потенциала рынка.…