04 февраля, 2022

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации по выявлению и фиксированию признаков нелегальной деятельности на финансовом рынке

Одним из приоритетных направлений Центрального банка Российской Федерации (Банк России) является «очищение» финансового рынка страны от недобросовестных участников и обеспечение доступности финансовых услуг для населения. В рамках этого проводится системная работа по выявлению и пресечению нелегальной деятельности лиц, не имеющих соответствующего разрешения (лицензии) Банка России, в том числе имеющих признаки «финансовых пирамид».

Работниками Отделения по Ростовской области Южного главного управления Банка России (далее – Отделение Ростов-на-Дону) организована и на плановой основе проводится данная работа на территории региона.

Условно её можно разделить на два основных направления:

  • мониторинг печатных средств массовой информации (СМИ) на предмет выявления объявлений о предоставлении финансовых услуг;

  • регулярный осмотр территории муниципальных образований Ростовской области на предмет наличия/отсутствия нелегальной деятельности на финансовом рынке.

Виды «нелегалов» и методика их обнаружения

Согласно имеющейся в Банке России информации, в настоящее время наиболее распространенными схемами нелегальной финансовой деятельности являются:

1. Неправомерная выдача потребительских займов индивидуальными предпринимателями, классифицированная как нелегальная ломбардная деятельность («псевдо-ломбарды»):

  • заключение договоров, юридически оформленных как договоры хранения, фактически являющихся договорами займа;

  • заключение договоров, юридически оформленных как договоры комиссии, фактически являющихся договорами займа;

  • наличие в договоре хранения условия о том, что хранение производится на возмездной основе с указанием процентной ставки за период хранения;

  • указание в актах приема-передачи товаров, помимо оценочной стоимости объекта, суммы залога и процентной ставки;

  • наличие слов и словосочетаний «ломбард», «скупка», «комиссионный магазин» в рекламных объявлениях, в т.ч. в сети Интернет.


Просмотрите полностью или скачайте документы по ссылке:

Методические рекомендации.docx

Презентация.pptx

Поделиться: